Сюжет Grand Theft Auto V (GTA 5) претерпел серьезные изменения по сравнению с предыдущими частями, так как теперь он делится на пять — шесть масштабных ограблений. Это основа всей игры. Так что вместо более-менее линейного сюжета, позволяющего достаточно последовательно продвигаться к эпическому финалу, у игры теперь есть множество промежуточных финалов. Это также означает, что игроку придется столкнуться с многократно меняющейся динамикой игрового действия, наращивающей свой темп по мере приближения к завершению каждого ограбления, лишь для того, чтобы вернуться, по сути, к исходной точке и взяться за «раскрутку» нового преступления. На то, чтобы совершить ограбление, придется потратить немало труда. Каждое ограбление требует тщательной подготовки и исполнения. Если вы успешно сможете провернуть задуманное, то уйдете с миллионами долларов в кармане, которые потом успешно «спустите» на роскошные автомобили, вертолетные площадки, пристани для яхт, предприятия и оружие.
Любое серьезное дело (а крупные грабежи несерьезными делами не назовешь) обычно начинается с “мозгового штурма”. Вы должны будете тщательно подготовиться к ограблению, необходимо распланировать и продумать всё. Прежде всего нужно выработать единую общую схему налета. Игроку предоставляется возможность выбора варианта ограбления из тех, которые генерируют Майкл, Тревор и Франклин. Прежде всего надо решить, как именно подойти к ограблению (сделать всё по-тихому или применить грубую силу). Это очень важный момент, так как ваш выбор повлияет на содержание миссии. Например, вы можете войти в здание скрытно, воспользовавшись крышей или же ворваться со стволами на перевес через парадный вход, воспользовавшись элементом неожиданности. Разные подходы к ограблению, полностью меняют динамику игры, а благодаря возможности повторного прохождения миссий, вы сможете, если захотите, опробовать разные варианты. Далее нужно будет выбрать правильное оружие, определиться с транспортом, оборудованием, и решить множество других сопутствующих задач.
Ограбления – это совокупный результат работы Майкла, Тревора, Франклина и подобранной ими команды, состоящей из второстепенных персонажей. Чем сложнее ограбление, тем больше Вы будете нуждаться в сторонней помощи, то есть тем серьезнее встает вопрос правильного формирования команды. Для успешного осуществления задуманного нужно иметь хорошую команду. Второстепенные персонажи, включаемые в ее состав – это специалисты в разных областях, например, водитель, стрелок, техник, хакер и т.п. У вас будет выбор самых разных специалистов. Но Вы должны понимать, что, чем более высококвалифицированный специалист становится членом вашей команды, тем большую долю он попросит. Вы можете нанять менее квалифицированных парней с заниженными требованиями, но они понизят ваши шансы на успех. Например, у низкооплачиваемого хакера может уйти больше времени для того, чтобы взломать защиту серверов безопасности хранилища, тем самым оставляя вам всего секунд 25-30 для того, чтобы забрать все деньги, которые вы могли бы, например, собирать целую минуту, будь в Вашем распоряжении специалист более высокого уровня (не только профессионального). Хорошие специалисты требуют большей доли, чем получил бы менее опытный. Следует также помнить, что, если вы используете одних и тех же специалистов и они не погибают во время ограбления, то они будут совершенствовать свои навыки и соответственно во время последующих акций их сноровка будет доставлять Вам все большее удовлетворение.
Итак, после того как Вы выбрали свой собственный подход к ограблению и наняли нужных специалистов, вам потребуется выполнить ряд дополнительных миссий. Пока (до получения новой информации от разработчиков) состав и объем этих дополнительных миссий не ясен. Но можно предположить, что прежде чем начать ограбление, игрок должен будет обеспечить финансовую сторону дела, украсть транспортные средства, используемые во время ограбления, найти место, где их спрятать, купить костюмы, в которых будут одеты подельники во время ограбления, обзавестись необходимым оружием и оборудованием.
В Grand Theft Auto V получили развитие (насколько об этом можно судить по демо), практически, все находки и усовершенствования игрового действия, достигнутые в предыдущих играх серии Grand Theft Auto. Наиболее ярко эти усовершенствования видны в улучшении движения автомобилей. Rockstar детально проработала физику процесса. Автомобили в процессе движения более четко отрабатывают рельеф подстилающей поверхности, можно сказать, что лучше «удерживают землю», а сама механика движения, даже скорее соответствует механике гоночных игр, по сравнению с достаточно тяжеловесной системой вождения в Grand Theft Auto IV (GTA 4), чем-то напоминавшей управление судном.
Процесс стрельбы был улучшен, как в плане его реалистичности, так и в плане простоты его освоения, и стал, условно говоря, более сравним с техникой рукопашной схватки в игре. Вы можете переключаться между тремя режимами прицеливания: free aim (свободное прицеливание), soft lock (усредненный режим) или hard lock (ручное прицеливание). Прицел превращается в небольшой значок «Х», указывая, что цель поражена. Прицел также может менять свой цвет с белого на красный для идентификации цели. Держа в руках оружие, Вы можете менять обзор, изменяя масштаб изображения. Появились новые уклонения и «стрельба на ходу», позволяющая быстро передвигаться с оружием в руках и помогающая не погибнуть при перебежках. Но все, что касается огневого контакта, конечно, не подразумевает, что рукопашные схватки (попросту говоря мордобой) в GTA 5 будут менее захватывающими и увлекательными, а по некоторым параметрам и более совершенными, по сравнению с предыдущим играми серии.
Другая уникальная особенность — смена персонажа, совершаемая в стиле Google Earth. Она была продемонстрирована в течение Game Informer demo. Вы нажали кнопку, и на экране появилось небольшое окошко выбора персонажа. Когда Вы выберете персонажа, камера уменьшит масштаб, покажет Вам весь игровой мир, а потом вернётся уже к новому персонажу. Это займёт несколько секунд, если они далеко друг от друга, и лишь мгновение, если они вместе.
У смены персонажей есть некоторые ограничения. Например, если за Вами охотиться полиция, то Вы не можете сменить героя. Сначала избавьтесь от погони! Также иногда игра будет автоматически менять персонажей.
В игре всегда есть чем заняться. Выполняя второстепенные задания, можно заняться йогой, триатлоном, теннисом, полноформатным гольфом (в игре есть девятилуночное поле для гольфа, можно выбрать гольф-клуб) или заняться подводным плаванием с аквалангом (scuba diving), погонять на гидроцикле (jet skiing), прыгнуть с парашютом (base-jumping), поучаствовать в гонках по бездорожью, пойти на охоту, испытать себя в летных соревнованиях. А можно грабить магазины, подбирать автостопщиков и угонять бронированные фургоны, выполнять безумные трюки и … много что еще доступно Вам в огромном игровом мире Лос-Сантоса.
Мобильный телефон также возвратился в игру. Но теперь он будет использоваться только для общения и вызова Ваших друзей и выхода в Интернет. Flipping off (Подначка с «посылкой» людей) — это еше одна новая возможность в GTA 5, которой может воспользоваться игрок.(Rockstar рекомендовал, попробовать выполнить это в различных локациях вокруг Лос Сантоса, чтобы посмотреть на полученный эффект, который явно будет разным. В зависимости от того, где игрок это сделает, он получит разные реакции от пешеходов).
В GTA 5 в два раза больше типов пешеходов, чем было раньше. Rockstar также внесла изменения в поведение пешеходов. Некоторые пешеходы, которых Вы увидите на остановках автобуса в Южном Лос Сантосе, вновь появятся на Рокфордских Холмах, работающими на лужайках и садах у обеспеченных жителей города. На улицах немало привлекающих внимание пешеходов. Есть двойники, есть просто ряженые. В зависимости от ситуации педы могут сбежать, снять вас на телефон или позвонить в полицию. Есть и другие особенности поведения пещеходов. Например, в отличие от главных героев, они могут ловить рыбу.
Есть и еще некоторые, на первый взгляд, малозначительные элементы усовершенствующие игровое действие, и одновременно помогающие лучше ориентироваться в окружающей обстановке, времени суток и географии Лос Сантоса. Так например, работа системы разбрызгивателей, инициализируемая в утренние часы в фешенебельных районах города, типа Рокфордских Холмов. Также было подтверждено, что это будет первая игра в серии Grand Theft Auto, которая имеет развитую и законченную экосистему.